Vinaora Nivo Slider
Смоленское областное 
государственное бюджетное учреждение 
«Вяземский социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних
«Гармония»
Адрес
Смоленская область
г. Вязьма, ул.25 Октября, д.1а
Тел.

4-21-35,  4-25-01

Психологическая помощь

Ресурсы региона

Консультация психолога

Нужна ваша
помощь

Родительские университеты

Родительские страхи перед школой

Родительские страхи за школьную судьбу ребенка во многом оправданы. Ведь от нашего, родительского выбора школы и первого учителя будет зависеть — превратится ли процесс обучения в обременительный каторжный труд или наполнит дни маленького школьника новыми интересными открытиями. Можно из года в год искать и самую лучшую школу, и самых лучших учителей. Гораздо труднее самим найти время для своего ребенка.

Переступая порог, за которым ждет новый, пока еще пугающий и чужой школьный мир, ребенок должен быть уверен: он не останется с ним один на один. Его любят, ему готовы помочь, его готовы поддержать в любой ситуации.

Бояться нечего — мы все преодолеем, у нас все получится, ведь мы вместе.

Страх первый.

Нам не читается.

  1. С обучением детей чтению нельзя спешить. Обучение чтению и письму — очень сложный процесс, и для того, чтобы ребенок действительно научился читать, а не угадывать буквы, необходима определенная зрелость мозга ребенка, хорошее развитие механизмов зрительной дифференцировки.
  2. Нельзя сравнивать ребенка с другими, памятуя о том, что все дети разные.
  3. Нельзя малыша заставлять учиться читать: в этом случае процесс обучения превращается в дрессировку, механическое заучивание, а значит — в мучение и для ребенка, и для взрослого. Натаскивание на чтение мешает формироваться ощущению, восприятию, воображению. Вместо этого нужно постараться создать такие условия, чтобы ребенок сам захотел взять книгу в руки и понять, о чем говорят ее черные значки. Ребенку должно нравиться разучивать буквы и звуки.
  4. Прежде чем усадить свое дитя за азбуку, неплохо бы самим освоить методику преподавания чтению: прочитать специальную учебно-методическую литературу, посоветоваться со специалистами-дошкольниками, научиться разнообразным игровым приемам и уже на основе полученных знаний строить домашние занятия так, чтобы они были интересны и познавательны для ребенка — только в этом случае педагогические усилия родителей окажутся эффективными.
  5. Научение чтению и письму должно быть одновременным. Иначе не позавидуешь учителю начальных классов, которому придется ребенка переучивать. А переучить всегда труднее, чем научить.
  6. Школа не имеет права требовать, чтобы при поступлении в первый класс ребенок уже умел читать и писать печатными буквами. Бесспорно, это облегчает жизнь учителю, но не ученику. Готовить детей к школе, безусловно, стоит. Но готовность к школе — это не умение читать и писать, а физическая, физиологическая и психологическая готовность, развитие речи, моторики, зрительного восприятия ребенка, формирование механизмов организации деятельности, то есть готовность включиться в процесс обучения и способность выдержать его нагрузки.

Стоит помнить и о том, что чрезмерно интенсивная подготовка ребенка создает новые проблемы: у малышей наблюдаются тревожность, снижение мотивации, нежелание учиться, страх перед трудностями и возможными неудачами в школе.

Страх второй.

Не опоздаем ли в первый класс?

Чтобы  не возникало сомнений «не рано (не поздно) ли нам в школу», прежде чем принять решение, необходимо  оценить готовность ребенка к школе.  Кому-то пора приступать к занятиям уже в 6,5 лет, а кому-то лучше подождать и до 8-ми.

Нужно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью — учебой,чтобы его интересовала не внешняя атрибутика школьной жизни и не заманчивая перспектива смены обстановки, а возможность чему-то научиться.

Страх третий.

Выбор школы и программы обучения.

Что бы мы постарались сделать теперь, если бы нам пришлось вновь выбирать школу:

1. Получить как можно больше информации:

  • о педагогическом коллективе;
  • о типах и видах реализуемых образовательных программ и их преемственности;
  • об укладе школьной жизни, режиме занятий, недельной нагрузке учащихся;
  • об особенностях медицинского обслуживания, питания, соответствие школы требованиям техники безопасности и санитарным нормам;
  • о техническом и методическом оснащении учебных классов,
  • о традициях школы, ее выпускниках;
  • о дополнительных образовательных услугах;
  • об отношении к детям;
  • о взимаемых с родителей платах;
  • о медицинских противопоказаниях к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня сложности и т.д.

2. Пройтись по коридорам и послушать, как общаются учителя с детьми, не пожалеть времени, чтобы изнутри увидеть жизнь образовательного учреждения.

Вероятно, будущим родителям первоклассников была бы полезна и такая информация:

  • преимуществом права записи в школу пользуются дети, проживающие в домах, расположенных  в непосредственной близости от учебного заведения;
  • администрация школы, ни под каким видом, не имеет права требовать с родителей денег — помощь школе может оказываться только «на добровольной основе, через Попечительские советы и исключительно в безналичной форме

Страх четвертый.

Выбор учителя.

Не зря говорят: «выбирая ребенку первого учителя, ты как будто выбираешь ему судьбу». Это высказывание верно хотя бы потому, что в этом возрасте по значимости учитель часто выходит у ребенка на первое место, и для него очень важна его забота и внимание.

Первоклассник должен  доверять своему учителю. Только в этом случае он чувствует безопасность и уверенность в своих силах, с радостью общается со сверстниками и взрослыми и учится с интересом.

Рецепт против этого страха может быть только один: выбираем ребенку не школу, а учителя.

Страх пятый.

Адаптация к школьной жизни.

 Нельзя настраиваться на еще не существующие проблемы, передавая свои страхи перед школой ребенку. Но вместе с тем, нельзя недооценивать сложность периода адаптации к новым условиям. Процесс привыкания может растянуться и на полгода в зависимости от индивидуальных особенностей школьника, и чтобы он был успешным, необходимы три составляющие: жесткий режим дня, достаточная двигательная активность и спокойная, добро желательная обстановка дома.

Нельзя жалеть на ребенка своего внимания. При любом возможном случае больше времени проводить вместе: гулять, готовить ужин, обсуждать события дня, вместе делать сложные задания и. т.д. Какая бы ситуация не возникла в школе, ребенок должен быть уверен, что мы — его союзники, сторонники, защитники и помощники, и в любом случае готовы понять, поддержать, помочь.

Страх шестой.

Кто будет заботиться?

Если у вас есть родственники и близкие, готовые взять на себя бремя забот о маленьком школьнике, — эти страхи не про вас. Но как быть тем, кто должен рассчитывать только на свом силы?

  1. Перенести свой отпуск на сентябрь, чтобы в самый сложный период адаптации к школе быть рядом с ребенком. За это время малыш освоит самый удобный и безопасный маршрут от дома до школы; если этого не случилось до сих пор — научится открывать входную дверь, разогревать себе обед, привыкнет к новому режиму дня и режиму подготовки домашнего задания и т.д. Если предоставить ребенку все это делать самому под контролем взрослых, вскоре он почувствует себя вполне самостоятельным.
  2. Кроме того, наш первоклассник должен знать правила безопасности: к кому он может обратиться (или дозвониться), если возникла экстренная ситуация; не заходить в лифт, не открывать двери незнакомым людям, пользоваться бытовыми приборами и т.д.
  3. Если отпуск взять не уда лось, и к тому же в школе нет группы продленного дня (либо вы не хотите, чтобы ребенок проводил там время после уроков), отчаиваться не нужно. Наверняка в вашем доме найдутся пожилые люди, которые за небольшую плату согласятся позаботиться о ребенке, хотя бы встречая его из школы и провожая домой. А, может быть, в вашем классе есть родители, столкнувшиеся с подобной проблемой, и можно будет с ними договориться о поочередном дежурстве?

Страх седьмой.

Что будет со здоровьем?

  • В период адаптации необходимо быть с ребенком особенно бережными. Постараться снизить психологическую нагрузку. Никаких грубых слов, упреков, недовольства результатами — мы же не хотим подорвать уверенность ребенка в своих силах, тем более не стремимся к тому, чтобы он вырос с синдромом неудачника. Ласковое слово, похвала, чуткость, внимание — лучшая поддержка маленькому ученику, которая позволит сохранить его здоровье.
  • Необходимо упорядочить режим дня. Ночной сон должен быть продолжительным — не менее 10- ти часов, дневной сон — обязательным — до 1,5ч.
  • Домашние уроки не должны затягиваться на часы и выполняться «за один присесть». Желательны 10-15-минутные перерывы для отдыха после выполнения каждого урока. Если мы решили во чтобы то ни стало контролировать выполнение домашнего задания, сажая ребенка за упражнения после своего прихода с работы, то нужно быть готовыми к тому, что хороших результатов это не принесет. Как правило, после 19.00 работоспособность ребенка снижается, он становится невнимательным и рассеянным. Лучше, если наш школьник все же будет готовить урока даем самостоятельно, оставляя на вечер только самые сложные задания, с которыми не смог справиться.
  • Если ребенок физически ослаблен и имеет проблемы со здоровьем, вероятно, с дополнительным обучением в музыкальной или художественной школе стоит повременить.
  • С другой стороны, умеренные занятия плаванием, гимнастикой, бегом, зимними видами спорта на первом году обучения помогут укрепить здоровье и (как знать?), возможно, заинтересуют ребенка в дальнейшем совершенствовании своей физической формы.
  • Нельзя забывать о полноценном сбалансированном питании. Нельзя отпускать школьника на уроки без завтрака, даже если он категорически отказывается от еды утром. Пусть хотя бы выпьет стакан сока или съест яблоко.
  •  Прогулки, физические упражнения, игры на свежем воздухе обязательны. Такой активный отдых принесет намного больше пользы, чем лежание перед телевизором.
  • Необходимо внимательно относиться к жалобам ребенка на недомогание, усталость, головную боль, бессонницу и т.д. Как правило, это объективные показатели того, что ребенок испытывает трудности в школе.

Страх восьмой.

Останется ли время «на детство»?

Хотя мы и говорим нашим первоклашкам при первом удобном случае: «Ты уже большой (большая)»,  нельзя забывать о том, что на самом деле они остаются, и долго еще будут оставаться детьми, живущими в  мире игр и детских фантазий. Отберите у маленьких учеников время на игру в угоду дополнительных занятий для лучшей успеваемости, не разрешите играть с любимыми игрушками, общаться с приятелями, и вскоре увидите, что результаты стали еще хуже. Ребенок должен играть, у него должно быть личное свободное время на общение и с друзьями, и с игрушками. В этом и заключается сохранность детства: чем больше дети играют, тем успешнее учатся в школе.

Определенно, останется ли у первоклассника время на детские игры, посещение интересного кружка или спортивной секции, поездки в гости к любимым бабушке и дедушке, зависит только от нас — от того, как мы правильно организуем его день, насколько внимательными будем к его сегодняшним интересам.

Педагог-психолог Евсеенкова С.В.