Vinaora Nivo Slider
Смоленское областное 
государственное бюджетное учреждение 
«Вяземский социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних
«Гармония»
Адрес
Смоленская область
г. Вязьма, ул.25 Октября, д.1а
Тел.

4-21-35,  4-25-01

Психологическая помощь

Ресурсы региона

Консультация психолога

Нужна ваша
помощь

Родительские университеты

Кризис трех лет. Как взаимодействовать с ребенком.

В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, ранним возрастом читается период от 1 – го года до 3 – х лет. Завершается ранний возраст кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую возрастную ступень. С одной стороны, кризисы необходимы: они являются движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности ребенка, с другой стороны - это сложный период для ребенка и его родных. Психологи отмечают, что у ребенка 3 лет появляются сим­птомы кризисного периода в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, ко­торый стал более самостоятельным, независимым, активным. Кризис трех лет - определение условное. Временные рамки проявления кризиса конкретно не ограничены. Он возникает в период от 2,5 до 3,5 лет (может затягиваться и до 4 лет). Если дети по достижении четырех лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то есть опасность фиксации данных форм поведения как удобных способов манипулирования родителями.

Л. С. Выготский описал основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса 3 лет, составляю­щие так называемое семизвездие.

 

1. Негативизм. Именно негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию. Ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.  

Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и др.

     В сложных ситуациях, при резком проявлении негативизма ребенком, взаимодействие с ним может дойти до абсурда: на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Это холодное» - «Нет, горячее», «Иди домой» - «Не пойду» и т. д. Причем ребенок отвечает отказом на просьбу, требование взрослого даже в том случае, если минуту назад он сам страстно желал именно это сделать.

Негативизм отличается от непослушания (когда ребенок не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересую­щим его в данный момент. Он противится содержанию просьбы):

Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание - содержанию. Если ре­бенку предложили на выбор другое занятие, более интересное для него, чем то, которое у него есть в данный момент, и он согласил­ся, то речь идет не о негативизме, а о непослушании;

При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с же­ланием взрослого.

Специалисты отмечают, что негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы, или только одного из воспитателей группы. С ос­тальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Глав­ный мотив, который движет ребенком, - сделать не так, как просят, а наоборот.

2. Упрямство - это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал», то есть это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение». Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребенок в течение долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с иг­рушками. Однако он заявляет: «Сказал - не встану, значит, не встану!»

Зачастую взрослые, встав на позицию «кто - кого», тем самым усу­губляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.

Л. С. Выготский отмечает, что упрямство отличается от простого не­послушания:

мотивом (если ребенок продолжает настаивать и не соглашается со взрослым, когда он хочет продолжать делать что-то свое, это будет не упрямство, а непослушание. Если же он противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова, это будет упрямство);

отношением к себе (ребенок делает наперекор другим потому, что    это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений).

3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет. Это «скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше». Кроме того, Л. С. Выготский заостря­ет внимание на том, что при авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса 3 лет.

   4. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности.

   Следующие симптомы, описанные Л. С. Выготским, относят­ся им к симптомам вторичного значения.

5. Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто «ребенок находится в состоянии вой­ны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Протест-бунт выливается в частые ссоры со взрослыми.

6. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязаннос­ти ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может на­чать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые означа­ют все плохое, отрицательное, негативное. «И все это относится к тем ве­щам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят». Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами.

Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия.

7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребен­ком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. По словам Выготского, ре­бенок хочет стать «господином положения».

Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревнос­тью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет рев­ность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.

Таким образом, кризис трех лет - это «бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте» (Выготский Л. С).

     Воспитатели, родители и другие близкие ребенку люди в период кри­зиса испытывают трудности во взаимодействии с ним, так как малень­кий забавный малыш «вдруг» превращается в упрямое, строптивое, дес­потичное создание. Самостоятельность и активность ребенка возрастают, изменяется отношение ребенка и к собственному «Я», и к другим лю­дям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка.

Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявле­ния (энурез, ночные страхи, заикание и др.).

Кризис трех лет - это прежде всего «кризис социальных отношений ребенка, он происходит по оси перестройки социальных взаимоотноше­ний личности - ребенка и окружающих людей».  

Следует отметить, что кризис трех лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к само­стоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить пре­жний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдер­живают самостоятельность и активность ребенка.

Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребен­ке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему само­стоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и труд­ностей общения может и не возникнуть или они будут иметь времен­ный, преходящий характер.

 

Правила поведения взрослых в период протекания кризиса трех лет.

 

1. Замечайте те позитивные изменения, которые происходят в ребенке и, в соответствии с этим, меняйте прежний стиль взаимо­отношений.

2. Выработайте правильную линию своего поведения, более гибкую в воспитательных воздействиях, варьируя ее в зависи­мости от конкретного случая их применения.

3. Не ругайте и не наказывайте ребенка за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности.

4. Создайте такие условия, в которых ребенок ощу­щал бы, что он уже взрослый, а не малыш; расширяйте в преде­лах разумного его права и обязанности.

5. Учитывайте потребности малыша, организуя общение с ним.

6. Уважайте ребенка, но и учите его при этом уважать дру­гих.

7. Проявляйте внимание к малышу: позвоните ему лично по телефону, спрашивайте совета, дарите «взрослые подарки» (ша­риковую ручку, наручные часы, бусы, колечко, солдатский ре­мень и т.д.).      I

8. Упрямство, непослушание и негативизм ребенка воспри­нимайте как временные, преходящие проявления, которые не­избежны в период кризиса.

9. Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными, выработайте четкие, единые требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» - и руководствуйтесь ими. Ребе­нок чувствует непостоянство окружающих взрослых, и если есть малейшая возможность, старается добиться своего, во что бы то ни стало.

10. Не говорите «да», когда необходимо твердое «нет».

11. Поощрения и наказания должны быть правильно сбалан­сированы.

12. Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность детей (не трогай, не бегай, не бери, не стучи, не катай и т.д.). В противном случае они утратят свой сигнальный смысл.

Н е бойтесь:

- проводить маленькие эксперименты, чтобы лучше понять, в каких ситуациях как надо действовать;

- часто произносить фразы типа: «Ты уже большой»; «Мо­лодец! Ты делаешь все сам» и т.п.;

- использовать форму запрета или отказа только тогда, ког­да это нужно.

Если..., то...

Если желания малыша намного превосходят его возможнос­ти, необходимо искать выход в ролевой игре. Помогите детям научиться играть «во взрослых», беря на себя роль мамы, папы, врача, водителя...; покажите несложные действия с игровым материалом, которые они смогут воспроизвести. Поиграйте ря­дом с ребенком - он с удовольствием будет вам подражать.

   Если ребенок не желает есть, не следует упрашивать его ­создайте игровую ситуацию: предложите покормить «голодно­го мишку», «котенка» и т. д.

Если ребенок капризничает, не беспокойтесь о том, что по­думают другие. Проявите внимание к плачущему ребенку, возьмите его за руку и отведите в сторону.

Если ребенок упрямится, убедитесь, что поблизости нет предметов, которые угрожают его безопасности. Подождите, пока он немного успокоится, заинтересуйте чем-либо, отвлеките:

«По­смотри, что у меня есть...», «Посмотри, кто это идет! Скорее иди сюда... ». Ругань, шлепки не имеют смысла.

Помните:

Истеричность и капризность требуют зрителей - не стано­витесь таковыми, и не прибегайте к помощи посторонних: «По­смотрите, какая непослушная девочка!» Ребенок только этого и ждет.

В любой ситуации следует проявлять терпимость к ребенку. Не делайте скоропостижных выводов относительно методов вос­питания, которые в том или ином случае вы хотите использо­вать.

Не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ребенком противодействуя ему во всем - необходимо быть «ря­дом» с ним.

Материал подготовила педагог – психолог Евсеенкова С.В.