В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, ранним возрастом читается период от 1 – го года до 3 – х лет. Завершается ранний возраст кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую возрастную ступень. С одной стороны, кризисы необходимы: они являются движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности ребенка, с другой стороны - это сложный период для ребенка и его родных. Психологи отмечают, что у ребенка 3 лет появляются симптомы кризисного периода в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, независимым, активным. Кризис трех лет - определение условное. Временные рамки проявления кризиса конкретно не ограничены. Он возникает в период от 2,5 до 3,5 лет (может затягиваться и до 4 лет). Если дети по достижении четырех лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то есть опасность фиксации данных форм поведения как удобных способов манипулирования родителями.
Л. С. Выготский описал основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса 3 лет, составляющие так называемое семизвездие.
1. Негативизм. Именно негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию. Ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.
Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и др.
В сложных ситуациях, при резком проявлении негативизма ребенком, взаимодействие с ним может дойти до абсурда: на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Это холодное» - «Нет, горячее», «Иди домой» - «Не пойду» и т. д. Причем ребенок отвечает отказом на просьбу, требование взрослого даже в том случае, если минуту назад он сам страстно желал именно это сделать.
Негативизм отличается от непослушания (когда ребенок не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент. Он противится содержанию просьбы):
Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание - содержанию. Если ребенку предложили на выбор другое занятие, более интересное для него, чем то, которое у него есть в данный момент, и он согласился, то речь идет не о негативизме, а о непослушании;
При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.
Специалисты отмечают, что негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы, или только одного из воспитателей группы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, - сделать не так, как просят, а наоборот.
2. Упрямство - это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал», то есть это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение». Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребенок в течение долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «Сказал - не встану, значит, не встану!»
Зачастую взрослые, встав на позицию «кто - кого», тем самым усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.
Л. С. Выготский отмечает, что упрямство отличается от простого непослушания:
- мотивом (если ребенок продолжает настаивать и не соглашается со взрослым, когда он хочет продолжать делать что-то свое, это будет не упрямство, а непослушание. Если же он противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова, это будет упрямство);
- отношением к себе (ребенок делает наперекор другим потому, что это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений).
3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет. Это «скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше». Кроме того, Л. С. Выготский заостряет внимание на том, что при авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса 3 лет.
4. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности.
Следующие симптомы, описанные Л. С. Выготским, относятся им к симптомам вторичного значения.
5. Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Протест-бунт выливается в частые ссоры со взрослыми.
6. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное. «И все это относится к тем вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят». Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами.
Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия.
7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. По словам Выготского, ребенок хочет стать «господином положения».
Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.
Таким образом, кризис трех лет - это «бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте» (Выготский Л. С).
Воспитатели, родители и другие близкие ребенку люди в период кризиса испытывают трудности во взаимодействии с ним, так как маленький забавный малыш «вдруг» превращается в упрямое, строптивое, деспотичное создание. Самостоятельность и активность ребенка возрастают, изменяется отношение ребенка и к собственному «Я», и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка.
Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.).
Кризис трех лет - это прежде всего «кризис социальных отношений ребенка, он происходит по оси перестройки социальных взаимоотношений личности - ребенка и окружающих людей».
Следует отметить, что кризис трех лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка.
Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут иметь временный, преходящий характер.
Правила поведения взрослых в период протекания кризиса трех лет.
1. Замечайте те позитивные изменения, которые происходят в ребенке и, в соответствии с этим, меняйте прежний стиль взаимоотношений.
2. Выработайте правильную линию своего поведения, более гибкую в воспитательных воздействиях, варьируя ее в зависимости от конкретного случая их применения.
3. Не ругайте и не наказывайте ребенка за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности.
4. Создайте такие условия, в которых ребенок ощущал бы, что он уже взрослый, а не малыш; расширяйте в пределах разумного его права и обязанности.
5. Учитывайте потребности малыша, организуя общение с ним.
6. Уважайте ребенка, но и учите его при этом уважать других.
7. Проявляйте внимание к малышу: позвоните ему лично по телефону, спрашивайте совета, дарите «взрослые подарки» (шариковую ручку, наручные часы, бусы, колечко, солдатский ремень и т.д.). I
8. Упрямство, непослушание и негативизм ребенка воспринимайте как временные, преходящие проявления, которые неизбежны в период кризиса.
9. Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными, выработайте четкие, единые требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» - и руководствуйтесь ими. Ребенок чувствует непостоянство окружающих взрослых, и если есть малейшая возможность, старается добиться своего, во что бы то ни стало.
10. Не говорите «да», когда необходимо твердое «нет».
11. Поощрения и наказания должны быть правильно сбалансированы.
12. Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность детей (не трогай, не бегай, не бери, не стучи, не катай и т.д.). В противном случае они утратят свой сигнальный смысл.
Н е бойтесь:
- проводить маленькие эксперименты, чтобы лучше понять, в каких ситуациях как надо действовать;
- часто произносить фразы типа: «Ты уже большой»; «Молодец! Ты делаешь все сам» и т.п.;
- использовать форму запрета или отказа только тогда, когда это нужно.
Если..., то...
Если желания малыша намного превосходят его возможности, необходимо искать выход в ролевой игре. Помогите детям научиться играть «во взрослых», беря на себя роль мамы, папы, врача, водителя...; покажите несложные действия с игровым материалом, которые они смогут воспроизвести. Поиграйте рядом с ребенком - он с удовольствием будет вам подражать.
Если ребенок не желает есть, не следует упрашивать его создайте игровую ситуацию: предложите покормить «голодного мишку», «котенка» и т. д.
Если ребенок капризничает, не беспокойтесь о том, что подумают другие. Проявите внимание к плачущему ребенку, возьмите его за руку и отведите в сторону.
Если ребенок упрямится, убедитесь, что поблизости нет предметов, которые угрожают его безопасности. Подождите, пока он немного успокоится, заинтересуйте чем-либо, отвлеките:
«Посмотри, что у меня есть...», «Посмотри, кто это идет! Скорее иди сюда... ». Ругань, шлепки не имеют смысла.
Помните:
Истеричность и капризность требуют зрителей - не становитесь таковыми, и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!» Ребенок только этого и ждет.
В любой ситуации следует проявлять терпимость к ребенку. Не делайте скоропостижных выводов относительно методов воспитания, которые в том или ином случае вы хотите использовать.
Не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ребенком противодействуя ему во всем - необходимо быть «рядом» с ним.
Материал подготовила педагог – психолог Евсеенкова С.В.