Упражнения и развивающие игры для детей от 3 до 4 лет
Игра – творческий процесс. Развивающие игры играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Они является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально – волевых качеств. Развитие детей в игре будет эффективно, если обеспечить использования предметов из повседневной жизни.
Сегодня мы продолжаем публикацию детских развивающих игр, специально подобраной для вас, профессиональным психологом Натальей Самойловой. Подборка включает в себя игры на развитие внимания, мышления, воображения, моторики, речи и так далее для детей от 3 до 4 лет.
Приглашаем вас также принять участие в нашем конкурсе «Говорят дети» …
НАЙДИ ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ
Вам понадобится:
- картинки с предметами, сгруппированными по определенному признаку
Развивается:
Порядок действий:
- Предложите ребенку посмотреть на картинки,
- Спросите у малыша. что на них нарисовано.
- Пусть ребенок изучит изображенные на каждой картинке предметы и определит лишний.
- Если у малыша возникнут трудности, подскажите ему.
ПОПАДИ В ЦЕЛЬ
Вам понадобится:
- Лист бумаги
- Карандаш или ручка
- Ножницы
- Мелкие предметы (например, горок, фасоль, бобы, бусинки или камешки)
- Стул
Развивается:
- Внимание
- Настойчивость
- Ориентировка в пространстве
Порядок действий:
- Нарисуйте на листе бумаги круг диаметром 20 см.
- Вырежьте его и положите на пол.
- Дайте ребенку мелкие предметы и предложите попасть в круг с разной высоты: сначала пусть он присядет, затем поднимется, лотом станет на стул.
- Похвалите малыша за старание.
Внимание! Следите затем, чтобы ребенок не брал мелкие предметы в рот и не проглотил их.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Вам понадобится:
- Пакеты из-под молока и сока различной величины
- Картонные трубочки от туалетной бумаги
- Цветная бумага
- Фломастеры или краски
- Клей
- Ножницы
Развивается:
- Фантазия
- Воображение
- Моторика рук
- Речь
Порядок действий:
- Соберите пустые пакеты из-под сока и молока, картонные трубочки от туалетной бумаги
- Разрисуйте их фломастерами или красками, украсьте вырезанными из цветной бумаги элементами (цветами, геометрическими фигурами и так далее).
- Предложите ребенку смастерить из этого строительного материала крепость, космический корабль или робота.
- Если у малыша возникнут трудности, покажите ему, как это делается.
ПОСТРОЙ ЧТО ХОЧЕШЬ!
Вам понадобится: Печенье разной формы
Развивается:
- Мышление
- Восприятие
- Общая моторика
- Умение решать поставленную задачу
Порядок действий:
- Сядьте с ребенком за стол.
- Положите перед ним печенье разной формы: круглое, квадратное, прямоугольное.
- Пусть малыш рассмотрит его, попробует на вкус.
- Предложите ребенку использовать печенье в качестве строительного материала.
- Покажите ему, как из квадратного печенья сделать дорожку, длинную или короткую, из круглого башенку и так далее.
- Попросите малыша самостоятельно что-нибудь построить.
- Объясните ребенку, что если появятся лишние, ненужные детали, то их можно съесть.
ТАНЦОР
Вам понадобится:
- Магнитофон
- Кассеты или диски
Развивается:
- Фантазия
- Воображение
- Внимание
- Восприятие
- Общая моторика
Порядок действий:
- Подберите кассеты или диски с разными по темпу (быстрыми и медленными) и настроению (грустными и веселыми) мелодиями.
- Включите магнитофон. Предложите ребенку двигаться пол музыку: бегать, холить, прыгать и так далее. 3. Когда вы выключаете магнитофон, малыш должен замереть и не двигаться, пока музыка не мигрант снова.
- Ребенок будет рад, если вы присоединитесь к нему.
БУСЫ ДЛЯ МАМЫ
Вам понадобится:
- Разноцветные нитки
- Цветная бумага
- Ножницы
- Большая иголка (для отверстий)
Развивается:
- Умение классифицировать
- Восприятие
- Внимание
- Воображение
- Речь
- Моторика рук
Порядок действий:
- Вырежьте из цветной бумаги кружочки. В каждом из них проделайте отверстие. Положите кружочки перед ребенком.
- Возьмите несколько разноцветных ниток разной длины.
- Предложите малышу сделать бусы разного цвета и длины.
- Попросите ребенка на красную длинную нитку на низать красные кружочки, на синюю синие и далее.
- Пусть малыш сделает разноцветные бусы.
ПОПРОБУЙ ПОПАДИ!
Вам понадобится:
- Бутылка с широким горлышком
- 8-10 горошин
Развивается: Общая моторика
Порядок действий:
- Возьмите бутылку с широким горлышком, поставьте ее на пол.
- Дайте ребенку 8 10 горошин.
- Поставьте малыша возле бутылки и попросите его выпускать из кулачка по одной горошине так, чтобы они попали в бутылку.
- Проследите, чтобы рука ребенка находилась на уровне груди.
НАЙДИ ЛИСТОЧЕК
Вам понадобится:
- Листья разных деревьев (дуба, клена, березы, рябины)
- Ваза
Развивается:
Порядок действий:
- Прогуливаясь вместе с ребенком, соберите 2-3 листочка разных деревьев.
- Придя домой, разложите их на столе перед малышом,
- Рассмотрите листочки и скажите, с каких они деревьев. «Это кленовый лист он большой, с зубцами. А вот лист рябины, он похож на перышко» и так далее.
- Пусть ребенок выберет из разложенных перед ним листочков те, которые вы назовете.
- После того как малыш угадает все листочки, соберите их и поставьте в вазу.
НЕПОСЛУШНЫЕ МЯЧИ
Вам понадобится:
Развивается:
- Общая моторика
- Координация движений
- Ориентировка в пространстве
Порядок действий:
- Возьмите два мяча: один понадобится ребенку, другой- вам. Положите их на пол.
- Станьте на четвереньки возле своего мяча и ползите, толкая мяч головой, пока он не докатится до конца комнаты.
- Вернитесь на исходную позицию и попробуйте еще раз.
- После завершения игры ц качестве приза дайте ребенку конфету.
СКАЗКА ИЗ ЛЕСА
Вам понадобится:
- Разнообразный природный материал (желуди, шишки, скорлупа ореха, веточки)
- Пластилин
- Клей
- Спички
Развивается:
Порядок действий:
- Прогуливаясь по лесу или парку, соберите разнообразный природный материал: желуди, шишки, ветки, сучки, каштаны.
- Пусть ребенок рассмотрит каждый предмет. подержит в руках.
- Предложите малышу создать какой-нибудь образ: из шишек сделать ежика, из желудей лесовика, из каштанов чебурашку и так далее.
- Помогите ребенку, если у него не получается, похвалите за старание.
- Устройте выставку работ.
ФИЗКУЛЬТ-УРА!
Вам понадобится:
Развивается:
- Внимание
- Координация движений
- Общая моторика
- Речь
Порядок действий:
- Станьте или сядьте друг напротив друга. Рядом разместите небольшие игрушки.
- Попросите ребенка внимательно следить за вашими движениями и повторять их, например: взять мяч, ударить им об пол и словить; подпрыгнуть на одной, двух ногах; взять игрушку в левую руку; наклониться вперед; присесть и так далее.
- Следите затем, чтобы ребенок еще и проговаривал свои действия.
ПРИДУМАЙ ПЛАТЬЕ
Вам понадобится:
- Бумага
- Фломастеры, карандаши
- или краски
- Ножницы
Развивается:
- Фантазия
- Творческие способности
- Моторика рук
- Социальные навыки
Порядок действий:
- Возьмите лист бумаги. Нарисуйте куклу и контур платья. Сделайте это самостоятельно
- Обсудите с малышом, что нужно нарисовать. Спросите, какие он выберет цвета.
- Пусть ребенок раскрасит платье так, чтобы оно понравилось кукле. Если у малыша не получается, помогите ему.
- Вырежьте платье и куклу.
- Предложите ребенку примерить кукле новое платье.
ДВИЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
Вам понадобится: Книга о животных с картинками
Развивается:
- Воображение
- Общая моторика
- Навыки общения
Порядок действий:
- Возьмите книгу о животных с картинками.
- Прочитайте ребенку несколько отрывков, рассмотрите иллюстрации.
- Попытайтесь вместе с малышом изобразить движения тех животных, о которых вы ему прочитали (попрыгайте как лягушка, побегайте как лисичка, походите как медведь, полетайте как птичка и так далее).
- Похвалите ребенка за старание.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Вам понадобится: 4-6 знакомых ребенку игрушек
Развивается:
- Внимание
- Память
- Речь
- Самооценка
Порядок действий:
- Подберите 4-6 хорошо знакомых ребенку игрушек.
- Разместите игрушки перед малышом. Пусть он рассмотрит их, назовет и попытается запомнить.
- Попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться.
- Уберите одну игрушку. Открыв глаза, ребенок дол жен угадать, какая игрушка исчезла.
- Повторите игру несколько раз.
ПРОКАЗЫ САМОДЕЛКИНА
Вам понадобится:
- Металлические банки из под кофе или пластиковые бутылки
- Мелкие предметы {например, камешки или бусинки)
Развивается:
- Восприятие
- Внимание
- Фантазия
- Воображение
- Общая моторика
Порядок действий:
- Возьмите несколько металлических банок из-под кофе или пластиковых бутылок.
- Положите в них мелкие предметы, например камешки или бусинки.
- Предложите ребенку потрясти банки или бутылки и определить, какие звуки они издают тихие или громкие.
- Попросите малыша стукнуть рукой по столу или ударить по подушке, что-нибудь сказать шепотом или прокричать.
- Попросите ребенка пробежать как лисичка {тихонько, и на цыпочках) или походить как медведь (громко топая ногами).
НАЙДИ ИГРУШКУ
Вам понадобится:
Несколько игрушек (например, мяч, ведерко, машинка и так далее)
Развивается:
- Мышление
- Наблюдательность
- Воображение
- Речь
- Внимание
Порядок действий:
- Возьмите несколько игрушек нашего малыша (например, мяч. куклу, ведерко, машинку и так далее).
- Рассмотрите, назовите и опишите их. Обратите внимание ребенка на внешний вил предмета, его форму, цвет, на то, из каких материалов он сделан и как его использовать.
- Предложите малышу отвернуться, быстро разместите все игрушки в разных местах комнаты.
- Попросите ребенка найти круглый, резиновый предмет, который прыгает и катится. Предложите ему отыскать пластмассовую игрушку, в которой можно носить воду.
- Поменяйтесь ролями. Пусть малыш опишет какой-нибудь предмет, а вы его найдете.
СОБЕРИ КАПЕЛЬКИ
Вам понадобится:
цветная бумага
4-6 стаканов
Развивается:
- Умение классифицировать
- Восприятие
- Внимание
- Моторика рук
Порядок действий:
- Вырежьте из цветной (красной, синей, зеленой, желтой) бумаги кружочки.
- Посадите ребенка за стол.
- Поставьте перед малышом 4-6 прозрачных стаканов и разложите разноцветные кружочки.
- Опустите в каждый стакан по одной «капельке» разного цвета, проговаривая свои действия: «Сюда положу капельку красного цвета, сюда желтую, а сюда зеленую. Наберем целый стакан одинаковых «капелек». Попросите ребенка распределить оставшиеся кружочки.
- В игре можно менять цвета.
ЧЕМ МОГУТ БЫТЬ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ?
Вам понадобится:
Несколько предметов, не имеющих четкого назначения: палочки, брусок, кубики, коробка, камешки, открытки и так далее
Развивается:
- Мышление
- Фантазия
- Воображение
- Творческие способности
- Речь
- Общая моторика
Порядок действий:
- Возьмите несколько предметов и разложите их перед ребенком.
- Пусть малыш выберет один из них, назовет его, а за тем придумает ему другое название. Например, коробка ломик, брусок ступенька и так далее,
- Предложите ребенку рассказать, как можно использовать эти предметы: Кубик может быть стульчиком для куклы, палочками можно есть; На до щечку можно стать, чтобы что-нибудь достать с полки и так далее.
- Попросите малыша показать, как он будет использовать эти предметы.
ДАВАЙ ПОПРОБУЕМ!
Вам понадобится: различные овощи
Развивается:
- Мышление
- Память
- Речь
- Чувство вкуса
Порядок действий:
- Подберите овощи и фрукты, знакомые вашему ребенку: свежий и соленый огурец, помидор, морковь, яблоко, груша, слива, лимон и так далее.
- Отрежьте от каждого по небольшому кусочку.
- Пусть ребенок закроет глаза, а вы положите ему в рот кусочек чего-либо.
- Не открывая глаз, ребенок по вкусу и запаху должен отгадать название овоща или фрукта.
- Повторите несколько раз.
- Игру можно завершить перечислением овощей и фруктов и определением вкуса каждого из них: сладкая, вкусная, а лимон-кислый.
СЛОЖИ КАРТИНКУ
Вам понадобится:
Картинки из журналов или книг (с животными, людьми, растениями и так далее)
Развивается:
- Мышление
- Усидчивость
- Моторика рук
- Речь
Порядок действий:
- Вырежьте из журналов или книг картинки с животными, людьми, растениями, игрушками, овощами, фруктами и так далее.
- Разрежьте их на 2 или 4 равные части.
- Предложите ребенку дожить картинку.
- Пусть малыш возьмет любую часть и попробует угадать, к какой картинке она относится,
- Если у ребенка не получается, помогите ему.
ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА
Вам понадобится:
бумага различных видов
Развивается:
- Воображение
- Наблюдательность
- Моторика рук
- Фантазия
- Речь
Порядок действий:
- Возьмите бумагу различных видов: гофрированную, писчую, картон, папиросную и так далее.
- Предложите ребенку потрогать ее, помять, порвать или пошуршать ею.
- Пусть малыш определит, какая бумага громче шуршит, какая легче рвется и мнется и так далее.
- Попросите ребенка нарвать из бумаги полоски, скатать большие и маленькие шарики. Спросите, что у него получилось. Может, это макароны?
По материалам книги И.Тышкевич «Развивающие игры для детей от 3 до 6 лет»